Некоторым людям даже крупные личные победы не приносит удовлетворения, а для иных даже маленькие результаты могут стать поводом, чтобы гордиться собой. Разберем, как формируется самооценка, а также ее влияние на личную и профессиональную жизнь.

Как самооценка и уверенность в себе влияют на нашу жизнь

Что такое самооценка


Самооценка — это значимость, которой человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, поведения, деятельности. Различают общую самооценку, отражающую степень самоуважения, принятие или непринятие себя. И частную самооценку, описывающую позицию индивида по отношению к некоторым сторонам собственной личности, действиям, состоятельности в определенных направлениях деятельности.

Так, когда человек ощущает себя психологически здоровой личностью — это общая самооценка; однако если одновременно он думает, что невкусно готовит либо активная деятельность для него тяжела — это является частной самооценкой, а точнее ее разновидностью.

По мнению американского психолога У. Джеймса, впервые разработавшего теорию и формулу самооценки: она представляет собой успех, поделенный на ценности, цели и восприятие собственного потенциала. Таким образом, если реальные достижения низкие, а предположительный потенциал и цели высоки, мы ощущаем себя неудачниками. Напротив, когда результат превышает ожидания, мы уверены в собственных силах, и самооценка растет.

С точки зрения психологии, самооценка имеет высокий, средний и низкий уровни, по степени реалистичности может быть адекватной и неадекватной (высокая и низкая), по устойчивости - стабильная и нестабильная.

Формирование самооценки


Фундамент самооценки закладывается в детском возрасте. Базовое отношение к себе — восприятие себя, как есть - формируется на основе общения с родителями в детстве. Дальнейшее влияние на становление самооценки – появление ее социальной составляющей оказывают педагоги школы. Такая самооценка направлена на конкретные виды деятельности

На взрослую самооценку наиболее сильное влияние оказывают:

  • социальный статус (уровень образования и дохода, безработица);
  • состояние здоровья, инвалидность;
  • социальные отношения;
  • образ мышления.

Часто наш опыт и навыки являются основой для общей самооценки. У людей, которые ежедневно получают критические замечания со стороны друзей и близких, с большей долей вероятности присутствует заниженная самооценка. Те, кто постоянно получают от других (руководства, сотрудников) «безоговорочное позитивное отношение» (К. Роджерс США) чаще всего в итоге имеют адекватную и здоровую самооценку, под которой подразумевается восприятие самого себя, соответствующее реальной действительности.

Влияние самооценки на человека


На формирование самооценки оказывают влияние многие факторы, а в свою очередь самооценка воздействует на процесс принятия решений, систему взаимоотношений личности с обществом, эмоциональное здоровье человека, на обучение и развитие профессиональной деятельности.

Далее детально разберем воздействие самооценки на личность человека в целом, на обучение и построение карьеры.

Влияние самооценки на личность


Самооценка осуществляет регуляторную и защитную функции.

  • Регуляторная функция выражает уровень удовлетворенности или неудовлетворенности самим собой, а также степень самоуважения. Это позволяет человеку осознать свой успех или неудачу и поставить перед собой цели на следующий период.
  • Защитная функция осуществляет относительную самостоятельность человека, наличие у него своего мнения, которое можно излагать, а также отстаивать при общении с окружающими.

Люди со здоровой самооценкой полноценно определяют собственные возможности, а также ставят достижимые цели. Так, если индивид не занимается спортом профессионально, но хочет пробежать марафон, он осознает, что необходимо затратить большее количество времени на тренировку перед забегом, чем профессиональным бегунам; он все взвесит и определится, можно ли поставить эту цель и как ее добиться.

В то же время это не говорит о том, что личностям с адекватной самооценкой нельзя устанавливать для себя сложные цели — им необходимо так делать, и обычно люди с такой самооценкой добиваются результатов. «Этот человек получает хорошие результаты и действует, используя свои возможности по максимуму, что дает стимул раскрываться как личности и профессионалу.

Если самооценка чересчур высока, человека обязательно ожидает неудача. Он вряд ли добьется успеха, какие бы усилия не прикладывал. Способ достижения цели иногда оказывается опасным для здоровья и жизни.

По мнению специалистов, очень низкая самооценка опасна тем, что у человека нет развития. Он обходит стороной риски и трудные задачи, следует по линии меньшего сопротивления и боится проявить себя в полную силу.

Влияние самооценки на обучение


Самооценка подростков оказывает большое влияние на их поведение в стенах школы — как они преодолевает трудности, на взаимоотношения с окружающими. В любом возрасте заниженная самооценка снижает готовность человека обучаться, оказывает влияние на умение сосредоточиться во время учебного процесса. Одновременно вследствие завышенной самооценки, а также позиционирования «мне все известно» желание человека изучать новые вещи может быть потеряно, соответственно, желание развиваться также может отсутствовать.

Влияние самооценки на профессиональную сферу


Самооценка оказывает глубокое влияние на профессиональную деятельность человека. При этом низкая самооценка создает трудности в работе, развитии, получении дохода.

Человек, имеющий низкую самооценку, может стать неплохим профессионалом, возможно, не лучшим, однако востребованным. Негативная точка зрения о себе обычно заставляет индивида поверить, что его работа не так хороша и что он не способен все исправить, потому что необходимо быть умнее, сознательнее, упорнее.

Разберем, как выражается завышенная и низкая самооценка, и когда деятельность человека в личной и профессиональной сферах более результативна.

Завышенная самооценка


У некоторых личностей очень высокая самооценка в реальности является попыткой восполнить низкую самооценку и самоценность. Индивид ощущает внутри, что «с ним не все в порядке», отсутствует уверенность в собственных силах, у него опускаются руки, однако окружающим показано обратное — как он приятен и красив, умел и талантлив. В ответ ему достаются восхищение и похвала от окружающих.

Похвала и восторг не позволяют личности вернуться в свой ад, но время таких внешних чувств быстро проходит, и вскоре он снова почувствует, что бесполезен и не способен ничего сделать, даже если в реальности совсем не так.

Еще один случай завышенной самооценки - индивиду в детском возрасте достается только похвала, а критика отсутствует, даже когда это требуется. В этой ситуации он не в состоянии правильно соотносить свои умения с реальной ситуацией. Как правило, в таком случае человек испытывает уверенность, восхищается собой, понимает свои достижения, как что-то хорошее, красивое, важное, но в реальности итоги не идеальны, иногда даже плохи.

Признаки завышенной самооценки


Индивид с завышенной самооценкой может:

  • быть занятым в поддержании собственного идеала;
  • стараться всегда быть правым;
  • думать, что не будет неудач;
  • думать, что он наиболее профессионален, чем остальные;
  • выражать «великие» идеи;
  • значительно переоценивать свои опыт и качества.

Низкая самооценка


Низкая самооценка ведет за собой расстройства психики, включая беспокойство и депрессию. Повышает риск порождения суицидальных мыслей.

Признаки низкой самооценки


Индивид с низкой самооценкой может:

  • думать, что остальные лучше, чем он;
  • ощущать проблемы с выражением своих потребностей;
  • ощущать страх, неуверенность в своих силах и тревогу;
  • бояться неудач;
  • не соглашаться с хорошими отзывами;
  • не уметь говорить «нет», а также определять личное пространство.

Какой должна быть самооценка


Психологи отмечают, что в отношении человека результативной будет высокая общая самооценка, а также разумные частные самооценки различной степени. Индивид может ощущать себя хорошим человеком, но должен знать свои слабые места. В целом неадекватная самооценка является признаком, но не проблемой.

Вследствие чего требуется исправлять не самооценку, а искать проблемы, оказывающие на нее влияние. Рассуждая о методах повышения самооценки, психологи рекомендуют снизить общение с окружающими, уменьшающими успехи человека; любить себя, делать что-то, приносящее радость; определить личное пространство; одобрять себя за маленькие успехи.

«Порой спрашивают, — какая самооценка правильнее. Ответ семейного психолога прост — адекватная, так как в остальных вариантах она не соотносится с реальностью.

5 советов по созданию правильной самооценки:

  1. Понимать и соотносить истинные возможности, опыт, умения, иные способности с реальностью. Так, если человеку нужен карьерный рост, ему необходимо получить новые умения, соотнести их с практикой, не прося продвижения, «так как ему хочется».
  2. Давать обратную связь о работе, берущую в учет все аспекты деятельности, а не исключительно позитивные или негативные. Не только себя хвалить, а также учитывать свои ошибки.
  3. Принимать критику окружающих, не делая ее частью личности. Когда человеку объяснили, что он неверно сделал работу, ему необходимо осознавать, что речь только о работе, это не обозначает что он — некомпетентный сотрудник или человек.
  4. Разумно принимать похвалу. Для человека имеет значение мнение окружающих, однако это не должно оказывать влияние на его оценку самого себя, ему не нужно стараться делать что-либо, добиваясь похвалы: он и без остальных понимает, что он «стоит».
  5. Отделять работу, ее процесс, итоги, их особенности от собственной личности — человек значит больше, чем итоги его работы. Когда печешь блин, и он подгорел, ты не будешь горелым блином, твоя личность и навыки не становятся уровнем горелого блина.

Специалисты говорят, что стремиться к завышенной самооценке не следует еще по одной причине. Так как достигнутые победы человека с завышенной самооценкой будут казаться неполными. Существуют примеры богатых людей, с головокружительной карьерой и властью, у которых отсутствует радость от их успехов.

Помимо этого, существует много тестов и методик на определение степени самооценки. Например, шкала самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, которая является классическим методом оценки степени своей тревожности.

Часто ли у вас проявляется недовольство к самому себе? Многие люди дадут положительный ответ на этот вопрос. Однако некоторые люди не осознают, что это плохо, так как таким отношением человек обесценивает себя. Особенно на формирование обесценивания себя может повлиять воспитание родителей, которые всё время делают замечания, указывают на недостатки, ставят в пример других детей и дают невыполнимые задачи.

Ежедневно каждый из нас испытывает волнение. Одни нервничают из-за опоздания на встречу, другие волнуются перед началом важного мероприятия или события, третьи с головой уходят в новостные ленты и погружаются в меланхолию о судьбах мира. Поводов для переживаний более чем достаточно, и для каждого человека находится свой.
Ежедневно каждый из нас испытывает волнение. Одни нервничают из-за опоздания на встречу, другие волнуются перед началом важного мероприятия или события, третьи с головой уходят в новостные ленты и погружаются в меланхолию о судьбах мира. Поводов для переживаний более чем достаточно, и для каждого человека находится свой.
В понимании женщин, образ сексуальности складывается из множества деталей, которые должны быть учтены и подробно описаны. Подход мужчин намного проще: если женщина ему нравится, она - сексуальная. Если не нравится - значит нет.
Часто ли у вас проявляется недовольство к самому себе? Многие люди дадут положительный ответ на этот вопрос. Однако некоторые люди не осознают, что это плохо, так как таким отношением человек обесценивает себя. Особенно на формирование обесценивания себя может повлиять воспитание родителей, которые всё время делают замечания, указывают на недостатки, ставят в пример других детей и дают невыполнимые задачи.
Она не просит мужчин купить ей шубу или золотое кольцо, умеет контролировать свои финансы и без проблем может заменить автомобильное колесо или смеситель в ванной комнате. Она не всесильна, однако самодостаточна. Если она в чём-то не разбирается, обязательно научиться или найдёт того, кто решит любую её проблему.
В наши дни тревожность у школьников - довольно частая проблема. Родители, которые обращаются ко мне за помощью, говорят именно о таких проблемах.