В наши дни тревожность у школьников - довольно частая проблема. Родители, которые обращаются ко мне за помощью, говорят именно о таких проблемах.

Школьная тревога у детей - как справиться?

И рассказывают они следующее:

  • С утра у ребёнка истерическое состояние, он категорически не хочет отправляться в школу (но в школе его поведение абсолютно адекватное, он спокойно общается с одноклассниками, отвечает на вопросы и т.д.);

  • Ребёнок наотрез отказывается выполнять домашние задания (проводит время за играми, мультфильмами, и только говорит, что скоро начнёт заниматься), а когда время подходит ко сну, начинает плакать, потому что не готов к урокам, и его за это отругают;

  • При том, что он хорошо учиться, возникает страх получить плохую оценку.

  • Боится учителя;

  • Ребенку снятся кошмары, связанные со школой и т.д. и т.п.

Школьная тревожность, также может проявляться и на уровне соматики – к примеру, частая заболеваемость, когда после выздоровления ребёнок, отправившись в школу, снова надолго заболевает. Это нельзя игнорировать, особенно если такое состояние не проявлялось раньше.

Почему тревожность происходит именно сейчас?


Сейчас в современном мире очень напряжённая ситуация как в экономическом, так и в политическом плане. Также у детей есть доступ к любой информации о том, что происходит в этом самом мире. В новостях показывают кровопролитие, террористов, взрывы и разного рода катастрофы. И всё это смотрит ребёнок, чья психика хрупка и уязвима, и нам остаётся только представлять, что может нарисовать его воображение, когда он получит такую информацию.
Времена, в которых дети свободно гуляли одни, когда родителей нет дома, безопасно могли подниматься на лифте с незнакомым им человеком, давно прошли. А фильмы советских времён, где показывают, как ребёнок спокойно общается со случайным прохожим и может пойти к нему в гости на обед, теперь напоминают сказку.
Все это приводит к повышению уровня фоновой тревожности у детей (как и у взрослых), и уже в этом контексте частые проявления школьной тревожности вполне естественны.

Кроме того, в наш демократический век, при большом количестве учебных заведений,
часто бывает так, что дети «прыгают» из школы в школу, независимо от того, разумно это или нет (это может быть связано с переездом, неудовлетворённостью родителей и качеством образования). Вследствие чего, ребёнок просто не может освоиться на новом месте, отсюда и возникает школьная тревожность.



Каковы причины школьной тревожности?


Выше уже были перечислены основные моменты, которые могут вызвать школьную тревожность. Теперь их можно собрать в один списоки разобраться в этом подробнее:

  1. Проблема эмоционального характера. Если возникла такая проблема, то даже дружелюбный учитель и самая успешная группа детей будут восприниматься ребёнком негативно. Обучение он станет оценивать, как что-то должное, и это может вызвать состояния протеста, возникнут напряжённые отношения с преподавателем и родителями, а одно упоминание о школе будет провоцировать тревогу и стресс. Конечно, такие результаты проявляются не всегда, нередки случаи, когда дети попадают в дружелюбный класс, где учитель терпелив и уравновешен, и «взрослеют» в процессе обучения.
  2. Проблема интеллектуального характера. Даже если ребёнок старается из-за всех сил учиться, ему всё равно не хватает интеллектуальных способностей освоить школьный материал. В результате дети быстро устают, не успевают за другими, терпят неудачу, а защитной реакцией становится разочарование в школе. В этом случае школа может вызвать только сильную тревогу.
  3. Зачастую по характеру ребёнок раним и робок. Для такого школьника поступление в учебное заведение или смена его, заранее считается стрессогенным фактором. Ухудшает ситуацию и новый коллектив одноклассников, и учитель, а также наличием дополнительным факторов, перечисленных в п.1 и 2.
  4. Частая смена учебного заведения, классов и учителей, ведёт к тому, что ребёнку сложно адаптироваться в новой обстановке и он чувствует себя чужим. А чем дальше, тем труднее будет стать своим. Если вспомнить наше детство, ведь было не трудно найти себе друзей, просто выйдя во двор, но уже во взрослой жизни это становиться сделать трудно. Много близких друзей, которые остаются с нами, появляются в школьные годы.
  5. При возникновении стресса, даже не в школьных стенах (скандалы в семье, издевательства со стороны других детей и т.д.), может сильно повлиять на обучение и на желание посещать школу в целом. Как уже говорилось, психика ребёнка очень хрупкая, и, если возникли какие-то трудности в одной части жизни, это может серьёзно отразиться и в другой.

В каком возрасте возникает школьная тревожность?


Собрав все полученные данные вместе, можно сделать вывод, что школьная тревожность проявляется в любом возрасте. Смена учебного заведения, а соответственно и преподавателей с классом, могут вызвать проблемы с учёбой как в раннем, так и в более старшем возрасте.

Это касается и стресса, который также может проявить себя не зависимо от возраста ребёнка. Конечно, риск развития школьной тревожности у каждого ребенка разный - он зависит от типа темперамента, личности, уровня стресса в семье в целом (ведь то, как ребенок относится к окружающей его действительности, во многом зависит от его родителей).

Обратить особое внимание нужно и на то, что в младшем школьном возрасте риск возникновения школьной тревожности даже выше, чем в будущем, поскольку в это время ребенок осваивает основы школьных правил и норм, пробует себя в роли школьника и получает внешние оценки своих способностей как ученика.

Как преодолеть школьную тревожность?


Если ребенок испытывает сильную школьную тревогу, лучше всего обратиться к специалисту, чтобы точно разобраться во всех причинах и спланировать целенаправленную помощь для преодоления конкретных проблем.

Работа психологов по преодолению школьной тревожности может проходить по следующим взаимосвязанным и взаимодействующим направлениям:

1. Научить ребёнка контролировать свою тревогу и переживания.

2. Улучшить способности учеников создав «запас прочности». К примеру, при возникновении тревоги, из-за неудачной попытки освоить школьный материал, необходимо понять причину: это может быть проблема памяти, внимания или мышления, и помочь школьникам устранить эту причину с помощью коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие соответствующих когнитивных функций. .

3. Перестроить личность ребёнка, это поможет его мотивации и повысит самооценку.

Все это, как правило, делается под руководством компетентного специалиста.

Однако в этой статье будут даны и общие советы, которые могут помочь вам и ребенку преодолеть возникшие трудности:
1. Отнеситесь серьёзно к школьному образованию вашего ребёнка, особенно если вы собираетесь отправить его в гимназию (или любую другую школу со сложной учебной программой и высокой нагрузкой) и/или в возрасте до 7 лет. Тщательно взвесьте все "за" и "против" и постарайтесь максимально учесть интересы вашего ребёнка, самое главное - нагрузка должна соответствовать реальным способностям вашего ребёнка!
2. Если тревожность, страх и застенчивость являются чертами характера ребёнка, постарайтесь как можно деликатнее морально подготовить его к школе. Вы можете создать положительный образ школы в доверительных беседах, рисуя картинки и вместе играя с куклами. Такой ребёнок нуждается в особенно частом выражении любви, выражении радости от одного его присутствия в семье. Также важно облегчить страхи и тревоги вашего ребёнка.

Вы можете обратиться к психологу, не дожидаясь поступления в школу.


Все это, как правило, делается под руководством компетентного специалиста.

Однако в этой статье будут даны и общие советы, которые могут помочь Вам и ребенку преодолеть возникшие трудности:
1. Отнеситесь серьёзно к школьному образованию вашего ребёнка, особенно если вы собираетесь отправить его в гимназию (или любую другую школу со сложной учебной программой и высокой нагрузкой) и/или в возрасте до 7 лет. Тщательно взвесьте все "за" и "против" и постарайтесь максимально учесть интересы вашего ребёнка, самое главное - нагрузка должна соответствовать реальным способностям вашего ребёнка!
2. Если тревожность, страх и застенчивость являются чертами характера ребёнка, постарайтесь как можно деликатнее морально подготовить его к школе. Вы можете создать положительный образ школы в доверительных беседах, рисуя картинки и вместе играя с куклами. Такой ребёнок нуждается в особенно частом выражении любви, подобном признании в любви, выражении радости от одного его присутствия в семье. Также важно облегчить страхи и тревоги вашего ребёнка.

Вы можете обратиться к психологу, не дожидаясь поступления в школу.
Групповые занятия особенно полезны для таких детей.

3. К вопросу смены школы также следует отнестись серьёзно. Ребёнка следует заранее подготовить к этим переменам, ещё раз создав положительный образ предстоящего события, раскрыв перед ним все его преимущества и обсудив, как справиться с недостатками, если ребёнок о них расскажет. Чем старше ваш ребёнок, тем больше вы и он должны решать вместе, иначе у подростка с самого начала может сложиться негативное отношение к учебе.

Помните, что школьная тревожность - очень важный вопрос и заслуживает вашего пристального внимания! Чем раньше вы разберётесь с этим, тем легче будет вашему ребёнку справиться с трудностями, и тем ярче будут его воспоминания о школьных годах.
Насколько бы люди не были близки между собой, им необходимы личные границы в общении, которые нельзя нарушать. Без ощущения внутреннего суверенитета мы рискуем потерять свою индивидуальность и уверенность в себе. Чтобы улучшить отношения с близкими и при этом защитить свой внутренний мир, необходимо выстраивать с ними здоровые границы.
Ежедневно каждый из нас испытывает волнение. Одни нервничают из-за опоздания на встречу, другие волнуются перед началом важного мероприятия или события, третьи с головой уходят в новостные ленты и погружаются в меланхолию о судьбах мира. Поводов для переживаний более чем достаточно, и для каждого человека находится свой.
Ежедневно каждый из нас испытывает волнение. Одни нервничают из-за опоздания на встречу, другие волнуются перед началом важного мероприятия или события, третьи с головой уходят в новостные ленты и погружаются в меланхолию о судьбах мира. Поводов для переживаний более чем достаточно, и для каждого человека находится свой.
В понимании женщин, образ сексуальности складывается из множества деталей, которые должны быть учтены и подробно описаны. Подход мужчин намного проще: если женщина ему нравится, она - сексуальная. Если не нравится - значит нет.
Часто ли у вас проявляется недовольство к самому себе? Многие люди дадут положительный ответ на этот вопрос. Однако некоторые люди не осознают, что это плохо, так как таким отношением человек обесценивает себя. Особенно на формирование обесценивания себя может повлиять воспитание родителей, которые всё время делают замечания, указывают на недостатки, ставят в пример других детей и дают невыполнимые задачи.
Она не просит мужчин купить ей шубу или золотое кольцо, умеет контролировать свои финансы и без проблем может заменить автомобильное колесо или смеситель в ванной комнате. Она не всесильна, однако самодостаточна. Если она в чём-то не разбирается, обязательно научиться или найдёт того, кто решит любую её проблему.
В наши дни тревожность у школьников - довольно частая проблема. Родители, которые обращаются ко мне за помощью, говорят именно о таких проблемах.